Анализ объекта педагогического проектирования - рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. На этой основе устанавливается, что проектируем: педагогическую систему, процесс или ситуацию? Устанавливаем также стратометрическое построение всех компонентов: их взаимодействие, соотношения, связи слов, структур, подсистем, возникающих внутри самой системы, процесса или ситуации.
Анализ учебного материала преподавателем - установление преимущественного характера изложения содержания (описательный, доказательный, расчетно-графический, лабораторно-практический; степень новизны содержания: полная, частичная, минимальная; степень сложности материала (большая, средняя, малая); степень обобщенности материала (конкретный, обобщенный).
Виды деятельности инженера-педагога - осуществление следующих функции через содержание обучения:
Индивидуальная педагогическая система - совокупность деятельности педагога и студентов, построенной на более полном использовании возможностей их личностей, дающая устойчивый эффект, способная к воспроизводству в других условиях и другими педагогами.
Индивидуальный план повышения квалификации преподавателя - подробный конкретный план научно-творческой работы преподавателя над темой педагогической деятельности: что и когда нужно изучить из области педагогики, психологии, частной методики, что и когда обобщить по теме своей творческой работы, где и когда доложит о результатах своего творческого труда.
Инженер - звание, характеризующее квалификацию, т.е. подготовленность прежде всего в теоретических вопросах; профессия, т.е. устойчивый вид трудовой деятельности специалиста в конкретной сфере инженерного труда (должность инженера).
Инженер-педагог - инженер определенного профиля и педагог, сочетающий психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки.
Инженерное творчество - постановка и решение задач, связанных с созданием, проектированием, испытанием, доводкой, транспортировкой, эксплуатацией, ремонтом и утилизацией технических систем, их элементов, конструкционных материалов и технологий, которые отличаются более высоким техническим уровнем и конкурентоспособностью.
Качества личности инженера-педагога - знание дисциплины; умение доступно объяснять материал; умение заинтересовать программным материалом; требовательность, тактичность и вежливость; умение поддерживать дисциплину на занятии; справедливость, честность, скромность и простота; умение отмечать достоинства студентов; эрудиция, разносторонность интересов.
Компоненты педагогической деятельности - содержание, исполнение, результаты. Компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы.
Культура - содержание общественно-исторического процесса, влияющее на формирование человека как творческой, активной личности; совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории.
Культура труда – включает технологическую дисциплину, т.е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству; правильное использование учебно-технической и производственной документации; соблюдение правил и норм безопасности труда и производственной эстетики; бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии.
Культура мышления - способность индивидуального мышления к саморазвитию и его умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.
Личность педагога как носителя общественного сознания в целом, во всем сложном многообразии ее психических черт является решающим фактором, обеспечивающим успех педагогического труда.
Методическая работа инженера-педагога - привитие студентам навыков использования диалектико-материалистического метода познания в процессе будущей профессиональной деятельности; закрепление и углубление теоретических знаний, излагаемых в лекционной части курса; изучение конкретных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения и систему организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении (школе, училище, техникуме, колледже, институте); формирование умения переносить знания и умения, полученные на основе изучения одной учебной дисциплины, на другую дисциплину; развитие способностей наблюдать и анализировать педагогический процесс; формирование умения самостоятельно, творчески работать с учебной и методической литературой; развитие навыков устной и письменной речи.
Методическая разработка - многоплановый комплекс материалов, обеспечивающих организацию и проведение занятий.
Методы познания - наблюдение за отношениями и деятельностью воспитанников, беседа с ними и их родителями, изучение продуктов деятельности и документации, эксперимент по улучшению воспитательных отношений и результатов развития каждого студента и др. (для педагогов-практиков наиболее распространенны и приемлемы).
Моделирование - метод исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений и сконструированных объектов.
Мышление инженера-педагога - способность осмысливать целостность педагогических систем, процессов и ситуаций в пространстве и времени. Это мышление технологичное, положительно воспринявшее проектирование и овладевшее им в педагогической деятельности. Это мышление гибкое, динамичное, способное к саморазвитию, открытое новому, объективно оценивающее себя и результаты своих действий, видеть просчеты, недостатки. Глобальность и широта - обязательные качества - инженера-педагога требуют от него большой эрудиции, умения охватывать проектируемую систему, процесс, ситуацию не только целиком, но в их связи с явлениями более высокого порядка.
Научная организация педагогического труда - непрерывное, планомерное его совершенствование на основе достижений науки и передового педагогического опыта, улучшение качества обучения и воспитания студентов.
Новатор - человек, вносящий что-то новое, прогрессивное в существующие системы, процессы, явления.
Организация творческого труда преподавателя - планомерная систематическая работа над собой, органическое сочетание образования с различными формами коллективного труда.
Основная цель инженера-педагога - обеспечить овладение студентами системы знаний по дисциплине, на основе активизации процесса обучения и развития их познавательной деятельности на всех его этапах.
Педагогическая импровизация - интуитивно-логический процесс создания и исполнения педагогически значимых элементов творческой деятельности. Далеко не все ситуации можно и нужно проектировать. В педагогическом процессе всегда должно быть место для импровизации.
Педагогическая культура - существенная составная часть, слагаемое общей культуры преподавателя, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии и умение применять эти знания самостоятельно.
Педагогическая технология - применение технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса, сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса. Это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников.
Педагогический опыт - система приобретенных преподавателем приемов обучения и воспитания, практическое их освоение и совершенствование в процессе работы. Опыт проектируется, создается в процессе творческого труда преподавателя. Опыт передать нельзя, его только изучают и внедряют в свой труд, используя в качестве "строительного материала" в процессе создания своего опыта.
Педагогический стиль инженера-педагога - устойчивые и многократно повторяющиеся компоненты, связи, признаки и свойства педагогической деятельности, придающие ей неповторимость и оригинальность. Наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности - признак сформировавшейся личности инженера-педагога. Формирование индивидуального стиля (педагогической системы) деятельности инженера-педагога происходит как поисковая деятельность, в которой реализуются способности и возможности педагога при следующих определяющих факторах: свойства нервной системы, сила и подвижность нервных процессов, скорость формирования условных рефлексов; особенности педагогических задач, проблем, ситуаций, постоянно решаемых педагогом в своей деятельности; постоянная тренировка, накопление опыта эффективного проявления личных способностей и индивидуальных особенностей; воспитание и самовоспитание творческой направленности; стиль формируется с самого начала профессиональной педагогической деятельности, но о его наличии можно говорить только тогда, когда инженер-педагог достигает уровня педагогического мастерства.
Педагогический труд - целенаправленный планомерный процесс организации всестороннего развития личности студента и управления им. Это акт совместной активной деятельности преподавателя и студента, в котором преподавателю принадлежит руководящая роль.
Педагогическое изобретение - творческая работа (проект) высокого уровня. Это предложение, существенно отличное от уже имеющегося, позволяющее значительно улучшить развитие студентов и педагогов. К ним можно отнести педагогические теории (теория развивающего обучения, теория стадийности производственного обучения и др.), новые виды дидактической техники, передовой педагогический опыт, достигшие уровня инновации.
Педагогическое мастерство – синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и педагогических знаний, умений с помощью системы педагогических средств рациональными усилиями добиваться наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании студентов.
Педагогическое исследование (компоненты):
Педагогическое мышление – обобщенное и опосредованное отражение различных проявлений педагогической деятельности. Проявляется в способности успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия, в умении видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической деятельности.
Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и студентов.
Педагогическое творчество - традиционный урок нужно преобразовывать; традиционные методы - дополнять; традиционные принципы - развивать и обогащать. Это - осознанная потребность инженера-педагога в деятельности.
Перспективный план повышения квалификации преподавателя - важнейший компонент всей системы по совершенствования организации труда преподавателя, органическая часть общего перспективного плана работы учебного заведения.
Показатель педагогического мышления - способность педагога понимать, умение видеть, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической действительности.
Профессионализм инженера-педагога - уровень его психолого-педагогической и производственно-технической подготовки, педагогического мастерства, умений и навыков по специальности широкого профиля. Инженер-педагог изначально должен быть высоконравственным человеком: гуманным, воспитанным, эмоционально отзывчивым, тактичным. Инженер-педагог не может быть авторитарным, конфликтным, ригидным (неспособным в нужный момент изменять свое решение, программу действий, свое поведение).
Профессиональное мастерство - свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности.
Профессиональное становление специалиста - сложнейший процесс профессионального самовоспитания, самообразования, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным воспитанием, образованием, обучением, направленный на развитие личностного потенциала.
Результаты труда преподавателя (как компонент труда) - обязательный анализ каждого нового своего шага с опорой на ранее достигнутые результаты, обязательное проектирование результатов своего труда. Результаты труда всегда имеют определенное содержание и являются итогом конкретной деятельности.
Социально-педагогический потенциал - уровень гражданского сознания, отношение к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствующие повышению эффективности труда.
Суть педагогического творчества - систематический отбор более эффективных элементов трудового процесса и их научно обоснованном комбинировании.
Такт педагогический - соблюдение преподавателем принципа меры в общении со студентами, умение найти правильный подход к ним в процессе учебы и вне учебы.
Творческая деятельность инженера-педагога - генерирование новой информации в области педагогической деятельности. Она целенаправленна, интенсивна. С целью ее оптимальности она проектируется, контролируется, управляется.
Технология обучения - системный метод организации обучения, направленный на оптимальное построение и реализацию учебно-воспитательного процесса, основанный на деятельностном подходе и обеспечивающий интенсификацию обучения. Технология обучения включает широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая системной организацией учебного процесса с комплексным использованием различных печатных и технических средств и в различном их сочетании. Управленческий консалтинг - задачи развития выбор консультанта консалтинг. . Глава ораторское искусство.